На создание новых пунктов пропуска через российскую границу будет потрачено несколько миллиардов рублей

Евразийская интеграция, забота о непризнанных закавказских республиках и вхождение Крыма в состав РФ привели к тому, что нагрузка на государственную границу увеличилась. Надо создать более десятка новых пропускных пунктов, что потребует миллиардных вложений.

Крымский вопрос

После того, как в 2014 году Крым присоединился  к России, государственная граница изменилась. Перед руководством стала задача быстрой организации новых пропускных пунктов. По словам Л. Лихачевой, начальника управления государственной политики границы РФ, только за прошлый год количество пунктов пропуска в Крыму увеличилось на 12 единиц.

Согласно законодательству, для организации нового пропускного пункта надо заключить межправительственное соглашение с сопредельной стороной, либо принять правительственный акт. Как сказала далее Л. Лихачева, решение правительства потребовалось в связи с учетом политической обстановки, а также наличием договоренностей между Россией и Украиной. При определении местоположения новых пропускных пунктов принималось во внимание наличие на украинской стороне подходящей инфраструктуры и установившиеся направления движения транспорта между материковой частью и полуостровом. На сегодняшний день основные потоки идут через шесть ПП. Из них первыми вступили в строй автомобильные в Джанкое, Перекопе и Армянске, за ними – железнодорожные в Джанкое и Армянске, а также воздушный в Симферополе.

Для обустройства пропускных пунктов применялись быстровозводимые модульные конструкции. Благодаря этому, российские пограничники работают в более комфортабельных условиях, чем украинские. На сопредельной стороне есть только шлагбаум и несколько домиков. А на российской – новые современные здания, в которых имеются оборудованные места не только для несения службы, но также для приема пищи и отдыха.

В Федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации (2012 – 2020 годы)» указано, что на полуострове будут возводиться капитальные здания с достаточным количеством помещений для всех органов госконтроля. Начало строительства запланировано на 2017 год.

Как сказал на московской пресс-конференции в июне начальник агентства К. Бусыгин, на организацию крымских пропускных пунктов в ФЦП заложено 6,9 млрд. руб. Третью часть израсходуют на строительство, остальные пойдут на закупку оборудования.

По словам А. Шестопалова, начальника предприятия «Росгранстрой», стоимость работ находится в прямой зависимости от вида пропускного пункта. Так, например, на стационарный ПП уходит 350 – 400 млн. руб. В то же время, морской ПП в Махачкале стоит уже в 2 раза дороже. А цена автомобильного, расположенного в Калининградской области, с возведением моста через р. Нарву, доходит до 2,3 млрд. руб.

Абхазия: досмотр в электричке

После заключения договоров об усилении интеграции между Россией, с одной стороны, Южной Осетией и Абхазией – с другой, Росграница начала модернизировать ПП и в этих направлениях.

На границе с Абхазией самым загруженным пунктом является автомобильный в Адлере. После реконструкции положение улучшилось. Однако летом напряженная ситуация все еще сохраняется. Как сказала Л. Лихачева, на последней встрече президентов двух государств, среди прочих вопросов, поднималась и проблема перенаправления пассажиропотоков.

На совещании в Сочи, которое проводил министр транспорта М. Соловьев, было принято решение по маршруту электропоездов Адлер – Гагры. С 20 июня, в месте пересечения государственной границы, электричка должна останавливаться на полчаса, чтобы пограничники могли произвести досмотр перевозимых вещей.

Также планируется дополнительная модернизация автомобильного ПП в Адлере. Для автобусов, которые сейчас затрудняют движение легкового транспорта, будет проложена специальная линия. А для легковых автомобилей внутри самого ПП сделают еще несколько полос.

Л. Лихачева обратила внимание на то, что для решения вопроса недостаточно усилий одной только российской стороны. Работа должна быть синхронной. Тем более, что власти Абхазии сильно заинтересованы в решении проблем разгрузки пропускных пунктов.

Сотрудничество с Южной Осетией развивается по аналогичной схеме. В ближайших планах – модернизация ПП Нижний Зарамаг.