Правовое регулирование морских перевозок

 

оформить онлайн-заявку

 

Сфера морских грузоперевозок относится к наиболее сложным и специфическим областям международного права, исходя уже из того факта, что порядка 80% Мирового океана не подпадают под юрисдикцию государств. Поэтому во все времена существовали обычаи и соглашения которые, по мере развития цивилизации, привели к появлению международных Конвенций. Очень важно, что нормы большинства действующих соглашений обязательны для всех государств.

Особенности морского права

Спецификой морского права, редко встречающейся в национальных законодательствах, является большое значение обычая, берущего на себя роль правовых норм. Это пошло со времён доминирования Великобритании на море и продолжается до сих пор. В эту категорию входят обычаи портов, обычаи торгового мореплавания, проформы чартеров и т. д.

Одновременное существование законодательных норм и обычаев подразумевает и их преимущественную сферу действия. Международные правила, по большей части, касаются линейного судоходства, то есть регулярных морских грузоперевозок, осуществляемых по действующим морским линиям, в определенном направлении. Что же касается нерегулярного чартерного судоходства, то здесь по большей мере действуют обычаи.

Национальная и международная законодательная база морских грузоперевозок

Остановимся более подробно на том, какие правовые акты регулируют морские грузоперевозки. Развитые морские державы имеют собственное национальное законодательство, собственные морские кодексы. В России это Кодекс торгового мореплавания, который регулирует следующие вопросы:

  • регистрацию морских судов;
  • контроль соблюдения законодательства в данной сфере;
  • лицензирование;
  • обеспечение безопасности людей, морских судов и экологии;
  • организация обучения специалистов в сфере торгового морского судоходства и пр. вопросы.

Действующие международные Конвенции регулируют, в основном, деятельность морского судоходства по трем направлениям:

  • Безопасность морского судоходства.
  • Развитие морских торговых отношений.
  • Ответственность морского грузоперевозчика или владельца судна за ущерб.

В настоящее время в мире действуют две основных конвенции, свода международных правил, на основании которых происходит судебное регулирование возникающих споров между участниками рынка морских перевозок. Первый – это Конвенция об унификации отдельных правил, а также Протокол об изменения к ней. Вторая конвенция – это Конвенция ООН о морских грузоперевозках.

Помимо этих двух конвенций действуют и др. правовые документы, которые в той или иной степени затрагивают морское торговое судоходство. Это Конвенции об ограничении ответственности по требованиям при морских перевозках, Кодекс поведения линейных конференций и т. д. Следует сказать, что даже юристу, не специализирующемуся на морском праве, сложно разобраться в действующих национальных и международных законах и обычаях.

Поэтому компаниям, планирующим осуществлять доставку грузов морем, рекомендуется полное правовое сопровождение организациями, работающим в сфере морских перевозок, для эффективной защиты интересов и оперативного решения возникающих споров.

Вернуться к списку услуг